Внимание! В связи с ситуацией в мире курсы валют меняются слишком быстро. В статьях цифры могли устареть - перепроверяйте актуальный курс валют самостоятельно.
Велотуризм в тренде, и мода на него не пройдет еще долго. Миллионы людей с удовольствием смотрят на YouTube, как блогеры-экстремалы лихо накатывают сотни, а то и тысячи километров за путешествие. Конечно же, со стоянками у костра и ночевкой в живописных уголках разных стран.
Тем, кто планирует велоприключение, полезно узнать, какой велосипед лучше выбрать для путешествий и что нужно взять с собой в дорогу. Также не лишней будет информация о самых интересных веломаршрутах по России и Подмосковью.
- Плюсы и минусы путешествия на велосипеде
- Как и какой велосипед выбрать для путешествий
- Виды велотуризма
- Автономность, местность, сезон и погода
- Лучшие материалы рамы велосипедов для путешествий
- Размер рамы
- Ремонтопригодность
- Амортизация
- Полезные мелочи
- Что брать с собой в дорогу в путешествие на велосипеде
- 6 распространенных ошибок новичков в велопоходе
- Как найти компанию для путешествия на велосипеде
- Маршруты для путешествия на велосипеде по России
- Владимиро-Суздальское кольцо
- Тверская губерния
- Сяберский заказник
- Маршруты для путешествия на велосипеде по Подмосковью
- Прогулка по Лохину острову
- Лосиный остров
- Приокские раздолья
Плюсы и минусы путешествия на велосипеде
Не торопитесь собирать снаряжение и закупать провиант, пока не узнаете о достоинствах и недостатках велосипедного туризма.
Плюсы:
- Доступность. Покатушки намного дешевле и даже безопаснее, чем авто и мотогонки, яхтинг или альпинизм.
- Полезно для здоровья. Свежий воздух и умеренные нагрузки принесут пользу физическому и психическому здоровью.
- Подходит для всех возрастов. Необязательно преодолевать сотни километров с ночевками в палатках. Достаточно прокатиться по окрестностям с перерывом на пикник.
- Независимость. Человек принадлежит сам себе: может остановиться, когда хочет, и рассмотреть объект, который понравился.
- Экологичность. Приятно осознавать, что ваш транспорт не причиняет вреда природе, как автомобили с двигателем внутреннего сгорания и выхлопными газами.
Минусы:
- Зависимость от природных и погодных условий. Дождь, сильный ветер, резкое похолодание могут помешать, особенно если непогода застанет в месте, где нет укрытия.
- Вероятность поломки в пути. Велотехника ломается, и, возможно, потребуется сложный ремонт или замена отдельных частей.
- Риски в пути. На автомобильных дорогах и на пересеченной местности нужно быть внимательным, чтобы не получить травму.
Как и какой велосипед выбрать для путешествий
Перед тем, как определиться, какой велосипед выбрать для походов и путешествий, нужно разобраться с видами велосипедного туризма, местностью и погодой. Для каждого случая — свои рекомендации по выбору транспорта для максимального комфорта и безопасности.
Виды велотуризма
Велосипедный туризм разделяют на семь типов:
Классический. Неспешный, без высоких скоростей, с акцентом на посещение достопримечательностей и проведение большого количества времени на стоянках.
Экспедиционный. Похож на классический, но требования к транспорту и туристу выше. Необходима подготовка для преодоления сложных участков при любых погодных условиях. Цель — поиск новых, неизведанных и удаленных от цивилизации мест.
ПВД — поход выходного дня. Вылазки на один-два дня большими компаниями. Особых требований к транспорту и подготовленности нет.
Экстремальный. Необходимы специальные навыки управления велотранспортом для преодоления сложных ландшафтов. Для этого типа подходят горные и туристические модели на широких покрышках.
Легкоходный. Скоростные поездки налегке на большие расстояния от 100 км. Багажники не используют, берут минимум вещей, которые укладывают в небольшие сумки, прикрепленные на раме, руле, вилке или подседельной части. Для такого туризма подойдут:
- шоссеры — скоростная езда по шоссе;
- гревелы — скоростная езда по гравийным дорогам;
- циклокроссы — для бездорожья;
- эндурансы — более удобная езда по шоссе.
Спортивный. Соревновательный вариант с минимумом снаряжения и комфорта в пути, цель которого — первым добраться до пункта назначения. Транспорт используют такой же, как и в легкоходном велотуризме.
Цивилизованный. Велопутешествия налегке между населенными пунктами с ночевками в гостиницах. Здесь нужны деньги, чтобы оплачивать проживание в отелях и питание.
Автономность, местность, сезон и погода
Чем отдаленнее от цивилизации маршрут, тем больше понадобится снаряжения, а значит, скоростные шоссеры с маленькими велосипедными сумками не подойдут. Здесь нужен грузоподъемный велобайк с большим запасом прочности и багажником, например, горный или для гравийных покрытий.
Если маршрут пролегает по холмистым и каменистым участкам, песку, густым лесным зарослям с колючками, то акцент делают на выборе широкой и «бронебойной» резины.
Погодные условия влияют на количество снаряжения. Чем они хуже, тем больше вес багажа, а значит, и велотранспорт нужен мощный. Для походов в хорошую, теплую погоду с минимумом снаряжения подойдет практически любой тип велотранспорта.
Лучшие материалы рамы велосипедов для путешествий
Материалы различают по легкости, износостойкости и прочности. Мы опускаем экзотические разновидности из-за космических цен (от 5 000 $) и рассмотрим самые «ходовые» и более-менее доступные по цене и наличию в магазинах.
- Обычная сталь. Китайский ширпотреб из «водопроводных труб», тяжелые и недолговечные, очень быстро ржавеют. Такие варианты велотуристам портят зубы, карму и репутацию, поэтому в топку.
- Углеродистая сталь (HiTen). Прочнее стальных, меньше ржавеют, но тоже тяжелые, поэтому для велотуризма не лучший вариант.
- Хромолибден. Легкий и прочный материал, слабо подвержен коррозии. Минус — дороговизна и то, что найти хороший байк из этого материала в магазинах не так уж и просто.
- Алюминиевые сплавы. Легче стальных, доступные по цене, с хорошей жесткостью, что положительно влияет на скорость разгона. Но жесткость может доставлять дискомфорт в связи с повышенной вибрацией. Из-за нее накапливается усталость на больших расстояниях. Алюминий плохо переносит удары и может резко сложиться. Но велобайки из алюминиевых сплавов оптимальные по соотношению цены и качества.
- Титан и его сплавы вобрали в себя все самое лучшее, поэтому ценятся высоко. Это дорогой и редкий металл, легковесный и прочный, хорошо гасит вибрацию и не ржавеет. Не боится ударов и падений. Минус — высокая цена и плохая ремонтопригодность, но, учитывая, что сломать его очень сложно, этим недостатком можно и пренебречь.
- Карбон. Используют для создания легких и технологичных байков, но очень дорогих. Прочный, надежный и долговечный, однако эти показатели зависят от технологии производства. Минус — хрупкость при точечных сильных ударах и низких температурах.
Для туризма на очень большие расстояния лучше всего подходят велосипеды с рамами из хромолибдена или титана. Для недолгих путешествий лучше выбирать легкие и недорогие варианты из алюминия.
Размер рамы
Для комфортной езды раму подбирают с учетом роста, как показано в таблице ниже.
Ремонтопригодность
Хорошему велотуристу необходимо разбираться в своем транспортном средстве, поэтому простота обслуживания и ремонта — бесценная характеристика.
Велосипед должен быть из таких материалов и комплектующих, которые можно найти даже в захолустье. Карбон в ближайшей деревне не отремонтировать, а вот сварить стальную вилку какой-нибудь сварщик сможет.
Это же касается навороченных тормозов, трансмиссии и покрышек, которые не найти там, где ездят на допотопной велотехнике. Но если путь пролегает через крупные города, то проблем с заменой запчастей не будет.
Амортизация
Амортизационные вилки и задние амортизаторы существенно повышают комфорт езды по плохим дорогам. Но есть обратная сторона медали. Велотранспорт с амортизаторами стоит дорого, требует специального обслуживания и ухода, что невозможно при длительных путешествиях.
Это тяжелые модели, которые придется таскать на себе вместе со снаряжением. Велосипеды без амортизаторов легче, проще и надежнее, они лучше подходят для велотуризма.
Полезные мелочи
Рекомендуем обратить внимание на детали, которые повысят комфорт при длительных велопутешествиях:
- Лучше купить велосипед с мужской рамой: на нее проще прикрепить большую сумку для перевозки вещей.
- Модель, оснащенная динамо-втулкой (небольшой генератор, работает от соприкосновения с протектором шины или ободом), обеспечит освещением на всем пути, плюс позволит подзаряжать гаджеты на ходу.
- Пригодятся различные крепежные отверстия и бонки (круглые заклепки с внутренней резьбой). На них можно закрепить багажник, флягодержатели и т. д., то есть обвешать велик всем необходимым.
Что брать с собой в дорогу в путешествие на велосипеде
Велотуризм на дальние расстояния требует грамотного подхода к комплектации всем необходимым. От этого зависит комфорт и безопасность туриста.
- Велошлем защитит от солнечных лучей, травм при падении, ударов веток и т. д. Велоочки защитят глаза от пыли, насекомых и встречного ветра.
- В дороге важно постоянно пить, поэтому не забудьте бутылку с водой, которая фиксируется на специальном креплении. Также возьмите с собой энергетические батончики и прочие полезные перекусы, чтобы восполнить энергию.
- Обязательно захватите запасную камеру, насос, ремкомплект и бортировочные лопатки. Это минимальный набор, который поможет справиться с пробитым колесом.
- В дороге может пригодиться мультитул или набор инструментов. Они помогут что-то прикрутить, поджать или поменять высоту сидения.
- Мобильный телефон обязателен. Никто не застрахован от серьезных поломок, когда без посторонней помощи в транспортировке двухколесного друга не обойтись.
- На всякий случай возьмите деньги с запасом, чтобы купить продукты, воду, оплатить услуги транспорта и т. д.
- Гигиенические салфетки, антисептик и пластырь — минимум для оказания помощи при царапинах и легких повреждениях, чтобы остановить кровь или просто вытереть пот со лба.
6 распространенных ошибок новичков в велопоходе
Начинающие велотуристы нередко допускают ошибки, которые усложняют поход и оставляют не самые светлые воспоминания. Мы собрали шесть частых ошибок, которые допускают новички в этом деле:
- Нежелательно ехать в велопоход на необкатанном байке, как и бежать марафон в новых кроссовках. Покатайтесь, прислушайтесь к ощущениям: возможно, придется что-то поменять для большего комфорта.
- Надеяться, что все хорошо. Перед длительными вылазками проверьте велосумки и баулы. Они должны крепко держаться, не тереться о части велосипеда. Болты крепления багажника тоже требуют надежной фиксации.
- Думать, что знаете дорогу. Обзаведитесь толковой навигацией — велокомпьютерами или купите Garmin с GPS, и тогда вы точно не заблудитесь.
- Ехать без воды и еды. Вода и еда важны для восстановления и хорошего самочувствия. Легче всего взять с собой питательные сублимированные продукты, которые не занимают много места. Пейте достаточно воды, чтобы восполнить жидкость. Хороший вариант — изотонические напитки, которые препятствуют обезвоживанию и восстанавливают водно-солевой баланс.
- Неготовность к поломкам. Вы должны уметь заклеивать камеру, отрегулировать переключатель скоростей, подтянуть тормоза и т. д. Даже базовые знания и навыки помогут решить проблемы с работой велотранспорта.
- Длительный маршрут без планирования стоянок. Заранее продумайте место под стоянку с ночлегом и запасной вариант для каждой такой точки. Выбирайте отдаленную местность, чтобы не привлекать внимание людей. Для установки палатки подойдут места, защищенные от ветра, вдали от муравейников и прочих скоплений насекомых.
Как найти компанию для путешествия на велосипеде
Конечно, было бы хорошо найти попутчиков среди знакомых и друзей. Но если никого не привлекает такой вид туризма, поищите желающих на специальных ресурсах.
В интернете есть страницы в социальных сетях и специальные сайты:
Маршруты для путешествия на велосипеде по России
Мы подобрали несколько самых популярных направлений у велотуристов. На этих маршрутах встречаются исторические и архитектурные достопримечательности в окружении рек, лесов, озер и водопадов.
Владимиро-Суздальское кольцо
3 дня — 130 км.
- Город Владимир — село Порецкое. Ночевка у реки в сосновом лесу.
- Порецкое — село Кидекша — город Суздаль. Для ночевки выбирайте кемпинг или любое уютное место у водоема за Суздалем.
- Суздаль — Владимир.
По дороге встречаются исторические и культурные достопримечательности, которые входят в Золотое кольцо России:
- Золотые ворота;
- Рождественский монастырь;
- Дмитриевский и Успенский соборы;
- храм Георгия Победоносца;
- Суздальский кремль;
- Преподобенская колокольня;
- резиденция Юрия Долгорукого.
Тверская губерния
8 дней — 200 км.
- Город Тверь — деревня Савино. Ночевка на окраине деревни у небольшой реки в сосновом бору.
- Савино — город Медное — деревня Паника. Переночевать лучше всего у небольшого карстового водопада.
- Паника — город Торжок — деревня Большое Святцово. Ночлег на берегу реки по пути в сторону Вышнего Волочка.
- Деревня Большое Святцово — город Вышний Волочек. Стоянка у реки Цна.
Обратно по тому же маршруту.
На пути встречаются интересные места, где можно остановиться, чтобы познакомиться с ними поближе:
- собор Белой Троицы;
- небоскреб «Рюмка»;
- памятник Афанасию Никитину;
- Вознесенский собор;
- памятник Михаилу Кругу;
- Николо-Малицкий мужской монастырь;
- сырная ферма;
- мемориал жертвам политических репрессий «Медное»;
- усадьба Знаменское-Раек;
- Борисоглебский мужской монастырь;
- архитектурно-этнографический музей «Василево».
Сяберский заказник
8 дней — 205 км. Туризм разрешен только с 20 апреля по 15 июля.
- Город Луга — Станция Серебрянка — поселок Волошово — Сяберский заказник. Ночевка на живописном берегу одного из озер.
- Палатки не разбираем, потому что здесь проведем весь день на тропе Невского с красивой природой.
- Сяберский заказник — поселок Сара-Лог — поселок Красные Горы. Стоянка у широкой части реки вблизи хвойного леса.
- Красные Горы — каньон на реке Ящера — Толмачево. Для ночевки разбиваем лагерь в лесу за поселком Толмачево.
Дорога назад по тому же маршруту.
На территории заказника водится разная живность: енотоподобные собаки, лисы, куницы, горностаи и т. д. Лучше не углубляться в чащу, чтобы не встретить бурого медведя, волка, кабана или лося.
Возле водоемов обитают ондатры и барсуки, а среди пернатых — болотный лунь, утки, аисты, лебеди, цапли, бакланы, коршуны и др.
Это излюбленное место для эксклюзивной рыбалки. В озерах заказника водится щука, плотва, уклейка, окунь и другие рыбы.
Вблизи болот растут орхидеи и есть много полян с голубикой и клюквой.
Маршруты для путешествия на велосипеде по Подмосковью
Подмосковье — кладезь живописных мест с веломаршрутами длительностью от одного дня до недели и больше. Леса, реки и озера привлекают сюда туристов со всей России.
Прогулка по Лохину острову
- Выезд из Москвы в сторону Ромашкинского леса до Москвы-реки. На берегу привал, обед и небольшой отдых.
- Далее в направлении Лохина острова и переезд на велосипедах через старое русло Москвы-реки в глубь острова. Стоянку устройте у озера Глухая Яма на юго-западе.
Дорога назад тем же путем.
Сюда приезжают те, кто любит отдых в тишине, подальше от городской суеты. Здесь нетронутая человеком природа с лесами, где растут брусника и черника.
Животный мир острова разнообразен и насчитывает около 130 видов обитателей (зайцы, лисы, горностаи, бобры и другие представители фауны).
Лосиный остров
1 день — 35 км.
- Старт от ВДНХ в сторону Ростокинского акведука и далее на Лосиный остров. Катаемся по живописной территории между посадками и озерами.
- Продолжаем путь на станцию Белокаменную. Через Бумажную просеку направляемся к озеру Торфянка.
- После привала и обеда у озера возвращаемся обратно.
В национальном парке богатая флора и фауна — около 230 видов животных и 500 видов растений. Здесь хорошо проводить время семьей вдали от мегаполиса на природе с чистым воздухом и живописными видами.
Приокские раздолья
Старт из Коломны, куда добираются на электричке.
3 дня — 160 км.
Коломна — Озеры.
В пути остановка у Коломенского кремля и мужского монастыря, а обед в местной столовой, чтобы ощутить весь колорит этого края. Далее движение вдоль Оки до Святого источника, где рекомендуется окунуться в купель с ледяной водой. Стоянку на ночь лучше устроить тут же неподалеку на берегу реки.
Озеры — Ступино.
Путь лежит через проселочные дороги, вдоль которых — руины усадьбы и заброшенные церквушки. Через родники и поля, усыпанные цветами, добираемся в Старую Каширу и к женскому монастырю в деревню Соколову пустынь. В ее окрестностях разбиваем лагерь, ужинаем у костра и ночуем.
Ступино — Серпухов.
Через лесное шоссе двигаемся к старинному селу Турово и в Приокско-Террасный заповедник, где водятся зубры. Можно заглянуть в избушку Лешего и после отправиться в сторону Серпухова.
По прибытии в конечный пункт возвращаемся домой на электричке.
А еще велосипед можно взять с собой в путешествие по России на автомобиле. Собрали для вас 10 самых живописных трасс России, которые точно стоит увидеть.